Портвейн

Портвейн

Porto или портвейн — известное португальское вино или, как на него еще говорят «ликерное вино» — это по сути спиртной напиток из вина с добавлением алкоголя во время приготовления. Когда производят портвейн процесс ферментации прерывают с помощью винного спирта 77%, который прерывает процесс брожения и закрепляет перебродивший сахар, который был до того в вине.
Несмотря на то, что основоположник портвейна — Португалия, в нашей стране это вино изготавливают более 100 лет. Южное побережье Крыма и берег Черного моря в Краснодарском крае создают прекрасные условия для выращивания винограда повышенной сахаристости, что имеет большое значение для виноделов. История портвейна в России начинается со второй половины 19 века. Виноделы того времени пытались производить собственные сорта этого прекрасного вина. К 1985 году в СССР выходило до 2 млрд. Литров портвейна ежегодно. Это были преимущественно ординарные сорта, маркируются только цифрой, но кроме них были и элитные, «марочные» виды. Таких вин было более 60, а 15 из них имели свои собственные названия и награды на международных выставках. Образцы советских портвейнов по содержанию спирта немного были иными, чем португальские. В среднем это 17,5% спирта и 10% сахара.
Норма настоящего портвейна в среднем 16-22% спирта. Есть много различных сортов как дешевых, так и элитных портвейнов. Как шампанское, коньяк или виски, портвейн имеет определенную географическую привязку. Именно вина из винограда, выращенного в долине реки Дору в Португалии могут называться оригинальным Porto. Еще в 1 в до н.э. историк Полибий писал о больших виноградникаы и недорогое вино с Дору.

Портвейн

 

Первое тысячелетие нашей эры прошло в закреплении виноделия в этом регионе Португалии. В 1143 Португалия стала независимой, и вина с Дору стали постепенно транспортироваться в соседние страны. Португальцы раньше других ознакомились с дальними морскими путешествиями и торговые суда проплывали моря и океаны, так что многие уже пробовал португальское вино. Но это был еще не портвейн. Вино траспортувалось в больших бочках, но на короткие расстояния. Через несколько веков торговля развилась, производство вина увеличилось, а расстояния стали такими, что иногда требовались долгие недели и даже месяцы пути к месту продажи. Вино в таких путешествиях приобретало новые свойства или просто портилось.

Так и продолжалась торговля вином, если бы не случайность, которая оказалась для вин с Дору решающей. В 1688 году французский король Людовик XIV запретил вывозить французское вино в Англию в отместку за то, что английский парламент лишил власти его друга Якова II. Восемью годами позже английский король Уильям III тоже запретил импортировать французское вино в Англию, чем подорвал сформированы торговые связи и повысил спрос на вино, которое ни при каких политических беспорядках не теряло популярность. В начале 18 века Англия завязала торговые отношения с Португалией и стала импортировать вино оттуда. Так как главный отгрузочный порт находился на достаточном удалении от Англии, то путь к месту назначения занимал несколько месяцев. За это время некоторое вино портилось. Чтобы снизить количество перевозочного брака португальские виноделы стали добавлять винный спирт в бочонки с вином. Но поток вина в Англию был большим и процесс доливки спирта виноделами не всегда контролировался, а ленивые работники доливали спирт, не дождавшись окончания брожения. В этом случае сахар, находящийся в вине, не перебраживаются, и вино получалось сладким и крепким, и к тому же не меняло своих свойств при длительной перевозке.